АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
за
2011-2012 уч. год
В
2011-2012 учебном году педагогический
коллектив гимназии осуществлял процесс
воспитания школьников как целенаправленное
управление развитием личности учащихся,
их сознанием, чувствами, поведением.
Воспитательный
процесс строился в соответствии со
следующими задачами:
-
развитие интеллектуальных способностей
учащихся через разнообразие форм
образовательной и внеурочной деятельности;
-
воспитание духовно – нравственных
основ толерантности, свободы и чувства
собственного достоинства, культуры
жизненного самоопределения;
-
воспитание патриота и гражданина своей
страны;
Внеурочная
деятельность обучающихся
С
целью развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся,
расширения их кругозора, в гимназии
работали 20 кружков, клубов и спортивных
секций, в которых занимались 548 обучающихся
(66%)
Занятость
учащихся в школьных, кружках, клубах и
спортивных секциях:
Кол-во
учащихся
в гимназии
|
Занятость
во внеурочное время
|
% занятости
|
Худ.-эст.
напра-вление
|
Спорт.
напра-
вление
|
Прикладное
творчество
|
Литературно-краеведческое
напрвление
|
Техническое
направление
|
|
835
|
548
|
|
66,00%
|
|
133
|
16,00%
|
135
|
16,00%
|
49
|
6,00%
|
216
|
26,00%
|
15
(2%)
|
Руководители
всех кружков и клубов, спортивных секций
работали по своим авторским программам.
Воспитанники творческих объединений
принимали участие в районных конкурсах,
таких как «Безопасное колесо» (рук.
Красников Г.В.), «Кружок года» (рук.
Лопандина Н.П.), в конкурсах рисунков,
поделок (Титова т. п., Раздобарина
А.Ф.) Ребята из этих творческтх объединений
неоднократно занимали призовые места.
Во
внеурочное время обучающиеся гимназии
посещали учреждения дополнительного
образования и другие учреждения,
направленные на организацию досуговой
деятельности (ДЮЦ, музыкальная школа,
СЮН, ФОК и т.д.)
В
течение учебного года осуществлялась
внеурочная деятельность посредством
проведения традиционных для гимназии
мероприятий: «Осенний бал», праздник,
посвященный Дню рождения воина –
интернационалиста Е.С. Антонова,
«Новогодний калейдоскоп», вечер встречи
с выпускниками, смотр строя и песни,
серия спортивных мероприятий: День
бегуна, неделя лыжника, соревнования
по различным видам спорта и многие
другие.
В
год 67 - летия победы в Великой Отечественной
войне особое внимание уделялось
патриотическому воспитанию обучающихся.
Работа педагогов была направлена на
формирование у школьников высокого
патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга. С этой
целью преподавателем – организатором
ОБЖ Красниковым Г.В. на общешкольном
уровне были проведены такие мероприятия,
как спортивный праздник для старшеклассников
в честь Защитников Отчества (приуроченный
к празднику 23 февраля), участие в Параде
войск 9 мая на пощади Ленина.
2012
год объявлен Всероссийским Годом
Истории. В течение учебного года были
проведены мероприятия, направленные
на изучение и привитие интереса к истории
города и страны. В рамках празднования
Года истории обучающиеся гимназии
приняли участие в ряде районных и
областных конкурсов. Например в областном
конкурсе «Недаром помнит вся Россия»,
обучающиеся достойно представили наше
образовательное учреждение (рук.
Кудряшова С.А.)
В
предверии празднования 400-летия нашего
города, педагогами гимназии проводилась
большая воспитательная работа, цель
которой — формирование чувств любви
к малой Родине, изучение истории города
и своих земляков. В рамках празднования
этой даты в были проведены классные
часы , посвященные Лебедяни (кл.рук.
Тархова С.Н., Горбачева Н.А.). Внеклассное
мероприятие, проведенное Тарховой С.Н.,
а также интервью с заслуженным учителем
РФ Обортовой В.А. и нашими обучающимися
войдут в видеофильм о нашем городе.
В
ходе организации традиционных дел
прослеживалась система технологических
звеньев. Главное в данной технологии
то, что учащиеся сами приобретают навыки
организации и управления.
Приоритетное
направление в организации внеурочной
работы осуществляла детская организация
«СМиД». По инициативе обучающихся
осуществлялись общешкольные мероприятия.
Кроме того, ученики приняли участие
более чем в 80 мероприятиях районного,
областного, регионального уровней:
конкурс военной песни «Песни, опаленные
войной», «Крылья победы», акции милосердия
(помощь участникам и вдовам участников
ВОВ) и т.д.)
Все
мероприятия: общешкольные и проводимые
в классах способствовали реализации
комплексной программы «Здоровая молодежь
– здоровая Россия».
Деятельность
классных руководителей
и
кафедры воспитательной работы
Особое
место в воспитании обучающихся принадлежит
классным руководителям. Их работа
всесторонне нацелена на формирование
внутреннего мира обучающихся, развитие
их самосознания, духовного обогащения.
С этой целью классными руководителями
проводились различные мероприятия:
мероприятия
|
2011-
2012 год
|
По
программе превентивного обучения и
ПДД
|
42
|
На
темы нравственного воспитания
|
346
|
На
темы экологического воспитания
|
20
|
На
темы гражданственного и правового
воспитания
|
5
|
На
темы профориентации
|
8
|
На
темы патриотического воспитания
|
62
|
Очень распространенной
формой в работе классных руководителей
является экскурсия. За учебный год
классные руководители организовали
посещение музеев г. Лебедяни и Липецка,
Липецкой филармонии, драмтеатра, полиции,
ОАО «Строймаш», ОАО «Лебедянский» и
т. д., побывали в Москве, Задонске,
Анапе, Волгограде. Особенно хочется
отметить такого классного руководителя,
как Н.И. Скабелкина.
Классные руководители
активно принимали участие в районных,
областных и всероссийских конкурсах,
таких как: «Семейный портрет», «Урожай
-2011», «Неделя защиты животных», «Дельфийские
игры», «Конкурс фотографий «Рождественский
мир сказочных чудес», конкурс чтецов
«Рождественская звезда» и др. (Титова
т. п., Акимова Л.Н., Иншакова И.В.,
Мальцева И.Н., Насулецкая Г.А., Дорофеева
О.Е., Гончарова т. п., Горбачева
Н.А.,Тархова С.Н., Скабелкина Н.И., Ельшаева
Е.А.,Берсенева А.Ю., Вялкина В.А., Кудряшова
С.А., Тюфякина Е.А., Оборотова С.В.,
Кандиболоцкая С.А., Новикова Ю.А., Шушунова
О.М., Сухарокова В.В. И др.)
Воспитательная
работа с обучающимися проводилась не
только классными руководителями, но и
учителями – предметниками.
Определенные успехи
можно отметить в организации деятельности
кафедры ВР, которая объединяет и
координирует работу классных руководителей.
Приоритетные
направления кафедры:
расширение
доступности образования, повышение
качества и эффективности образования;
развитие
информационного обеспечения с целью
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки;
внедрение
современных педагогических технологий
для проектирования и управления
процессом воспитания.
В 2011-2012 учебном году
кафедра работала над темой: «Формирование
нравственных ценностей,
гражданско-патриотических чувств, поиск
истины, смысла собственного существования
как опоры и основы взрослого нравственного
поведения воспитанников». Работа кафедры
была организована на основании
утвержденного Положения о кафедре ВР.
На заседаниях кафедры анализировалась
текущая работа и работа за год, были
рассмотрены и обсуждены следующие
вопросы:»Планирование работы гимназии
на новый учебный год и реализация плана
через воспитательную систему класса»,
«Патриотическое воспитание школьников
как неотъемлемая часть нравственного
воспитания», «Проектная деятельность
в вовспитательной работе» и др. Педагоги,
входящие в состав кафедры, являются
группой единомышленников и придают
большое значение методической работе.
Оценка работы кафедры ВР представлена
в справках-отчетах за каждую четверть.
В течение года отмечена положительная
работа следующих классных руководителей:
Шушуновой О.М., Акимовой Л.Н., Вялкиной
В.А., Тюфякиной Е.А., Тарховой С.Н. и др.
Работа с родительской
общественностью
В
системе воспитательной работы гимназии
определенная роль принадлежит родительской
общественности. В гимназии сформирован
и успешно действует Управляющий совет,
в состав которого входят родители от
классных коллективов, а также педагоги
и обучающиеся.
Цель деятельности
Управляющего Совета – обеспечение
усиления общественного участия в
образовательном процессе и управление
им, рост влияния местного сообщества
на качество образования и его доступность
для всех слоев населения, повышение
эффективности образовательной
деятельности гимназии, его открытости
для общества.
Представители УС
постоянно оказывали помощь в организации
и проведении многих общешкольных
мероприятий («День Учителя», Новогодние
праздники и .т.д.), в решении учебно –
воспитательных задач.
В
гимназии продолжает свою работу
родительский лекторий, что позволяет
родителям не только узнать аспекты
воспитания, но и познакомиться с жизнью
гимназии, ее традициями и т.д. В прошедшем
учебном году было проведено 5 заседаний,
на которые приглашались сотрудники
правоохранительных органов, ССУЗов,
медработники и др.
Работа
социально-педагогической службы
Социальная работа
в 2011-2012 учебном году строилась на основе
общешкольного плана, плана работы
социального педагога.
Для обеспечения
целенаправленной работы была составлена
социально-педагогическая характеристика
школьного микросоциума, собрана
информация о числе выявленных в
образовательном учреждении детей,
оставшихся без попечения родителей, об
их успеваемости и здоровье. Взяты на
учет дети, нуждающиеся в социально-педагогической
поддержке.
Социально-педагогическая
карта гимназии:
-
|
2010-2011
уч.год
|
2011-2012
уч.год
|
Учащихся
из многодетных семей
|
79
|
58
|
Подопечных
детей
|
2
|
3
|
Детей
из неблагополучных семей
|
2
|
2
|
Детей
из «группы риска»
|
4
|
8
|
Детей,
проживающих в неполных семьях
|
158
|
175
|
Большое внимание
уделялось детям – сиротам. Грамотно
была организована работа с опекунами.
В течение года осуществлялось наблюдение
за условиями жизни и воспитания,
здоровьем, учебой подопечных детей,
сохранением их имущества и жилья до
достижения ими совершеннолетия. Дети
из подопечных семей получали бесплатное
питание на сумму 28 рублей в день.
Детям из многодетных
семей была выделена компенсация (за
счет средств областного бюджета) в
размере 4 510 рублей на приобретение
школьной формы и 2010 рублей на приобретение
спортивной формы.
Особое
внимание уделялось своевременному
выявлению детей, склонных к противоправным
действиям, это так называемая «группа
риска». В текущем учебном году на
внутришкольном учете состояло 9 (АППГ
– 9) учащихся; них на учете в КДН состоят
9 обучающихся (Пашинин К., 9б; Минин К.,
8г; Ясенков 7б; Майданова М., 11г; Дегтярев
Я., 4г; Росляков А. 4В; Трибунских Н., 4в;
Кондуфоров А., 8в; Дедов А., 8б) В прошлом
учебном году — 8 обучающихся.
Совместно с классными
руководителями проведена определенная
работа по вовлечению обучающихся из
«группы риска» в кружки, клубы, спортивные
секции.
С учащимися «группы
риска» постоянно проводилась
диагностическая работа с целью выявления
причин трудностей. Родители и обучающиеся
данной категории систематически
приглашались на заседания Координационной
комиссии, Управляющего Совета, посещались
на дому.
Организация
отдыха и занятости школьников
С целью занятости
учащихся и их оздоровления в прошедшем
учебном году действовал пришкольный
лагерь «Солнечный».
|
2011-2012
|
Осень
|
80
|
Зима
|
-
|
весна
|
120
|
лето
|
1
смена
|
100
|
2
смена
|
---
|
итого
|
|
300
|
Хочется отметить
работу начальников пришкольного лагеря
Кузьминой А.В., Беревой Л.В., Тереховой
В.В. В пришкольном лагере проводились
различные мероприятия, направленные
на расширение кругозора учащихся,
интеллектуальных и физических
возможностей. Работа летнего лагеря
носила профильный (экологический)
характер. Кузьмина А.В. разработала
специальную программу для работы
профильной смены лагеря.
В соответствии с
графиком, в гимназии была организована
летняя трудовая практика, которая
включала в себя уборку прилегающей
территории, уход за растениями (рук.
Межова Г.И., Кудряшова С.А., Берсенева
А.Ю.). Мальчики старших классов работали
в ремонтной бригаде. Они выполняли
мелкий ремонт учебных кабинетов (рук.
Заретилин М.Г.)
Вместе
с тем, в организации воспитательного
процесса следует указать на некоторые
проблемы:
-
недостаточная активность деятельности
детской организации «СМиД» ( а точнее
органов детского самоуправления);
-
прослеживается формальный подход к
организации дежурства по школе (со
стороны учащихся и классных руководителей);
-
не на должном уровне ведется работа
дополнительного образования детей (
кружки, клубы по интересам);
-
низкий уровень участия отдельных
педагогов в общешкольных и районных
мероприятиях.
В целом задачи
воспитания, поставленные педагогическим
коллективом в 2011-2012 учебном году,
выполнены.
Задачи
на 2012-2013 учебный год:
Главная цель
воспитательной работы в 2012-2013 учебном
году должна стать: развитие личности
широко образованного, высоконравственного,
глубоко мыслящего человека, с независимым,
самостоятельным мышлением, новым
сознанием, ориентированным в современных
условиях жизни, способного к сотрудничеству
и прогнозированию своих поступков,
конкурентоспособной на рынке труда.
Подставленная
цель обеспечивается решением задачи:
•Организовать
работу по более тесному взаимодействию
семьи и школы; •Внедрение технологий
и методик здоровьесберегающего обучения;
•Осуществлять более тесное
взаимодействие учебного процесса,
дополнительного образования и досуговой
деятельности; •Развивать личность
ребёнка, учитывая его возрастные и
индивидуальные особенности в режиме
«Новая школа»; •Содействовать
социализации личности обучающихся; •Создать
такую систему деятельности, в которой
главным направлением стало бы формирование
способности выпускника к самоопределению.
|