Жизнь школы в 20-е годы.
На улице Советской находится здание музыкальной школы. Раньше этот дом принадлежал богатому купцу, по национальности греку. Долго после этого в Лебедяни называли этот дом «домом грека». В 1914 году в нём была открыта школа с раздельным для мальчиков и девочек трёхлетним сроком обучения. Затем в 1919 году школа была преобразована в единую школу трудовой крестьянской молодёжи.
20-е годы – пока самая неизученная страница в истории нашей школы. Мы даже не знаем пока полного имени директора. Из воспоминаний и старых писем мы узнали, что директором школы в 20-е годы (а тогда наша школа называлась Школа крестьянской молодёжи №2) был Иван Губарев. Какое простое русское имя! На всех фотографиях он, как и положено директору, в центре. А рядом учителя и ребята, в руках веточки сирени, фон – цветущая яблоня. Интеллигентное лицо, немного усталый вид. В ряду учителей мы видим Косых Ольгу Петровну, котопрая преподавала немецкий язык в школе, она владела несколькими иностранными языками, закончила класс фортепиано у самого Игумнова Константина Николаевича. Свою любовь к музыке она передала Романовскому Николаю Вениаминовичу, который впоследствии стал профессором, заведующим кафедрой хорового пения Санкт-Петербургской консерватории.
Вот такие учителя были в нашей школе!
Дети учились, заканчивали школу, и даже эти трудные, голодные годы они вспоминали с благодарностью. В одном из писем комсомольцев 20-х годов читаем: «В последний год учёбы мы, комсомольцы, выезжали в населённые пункты с целью ликвидации безграмотности. Помню, бывший директор школы Губарев Иван достал мне в монастыре большой холст, на котром я нарисовал плакат – строительство первых пятилеток. Плакат был нарисован маслом. Как я его тогда выполнил – не знаю, и где он сейчас – тоже неизвестно. Но запомнил я это на всю жизнь. У меня были хорошие товарищи, с которыми вместе учились и проводили свободное время: Додерко Пётр, Зенкин Василий, Дубинин Валерий, Королёва Тася, Спасская Мария и др. Да, хорошие годы детства, хотя для нашего поколения они были не совсем лёгкие».
Вот так. Директор достал холст. Ученик нарисовал. И это с благодарностью вспоминается всю жизнь. Действительно, из всех плодов наилучший плод приносит воспитание.
|