ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА ГИМНАЗИИ
По
определению В.А.Караковского воспитание
рассматривается как целенаправленное
управление процессом развития личности.
Главное в нем - это создание условий для
целенаправленного систематического
развития человека как субъекта
деятельности, как личности и как
индивидуальности. Надо управлять не
личностью, а процессом ее развития.
Развитие через создание воспитывающих
ситуаций, разнообразную творческую
деятельность.
Основные
принципы и подходы, определяющие
концепцию:
Личностный
подход -
признание ребёнка высшей социальной
ценностью; принятие его таким, какой
он есть; отсутствие попытки переделать
его, но умело влиять на его развитие,
опираясь на совокупность знаний о
человеке вообще и о данном человеке в
частности.
Принцип
природосообразности воспитания
предполагает, что оно основывается на
понимании взаимосвязи природных и
социокультурных процессов, на основании
их возраста, пола, особенностей психики
и физиологии.
Культурологический
подход обеспечивает режим
наибольшего благоприятствования
обучащимся в приобщении к культуре, в
формировании эстетического вкуса,
иммунитета против низкопробной духовной
продукции. Культурологический подход
выходит на союз базового и дополнительного
образования
Принцип
средового подхода –
школа не может оградить детей от
негативных влияний среды, но в состоянии
включить в деятельность детей заботы
и проблемы социума, ближайшего окружения,
превратить школу в культурно-духовный
центр микрорайона. В этом смысле семья
занимает особое место и требует особого
внимания.
Деятельностный
подход в
воспитании состоит в понимании того,
что ребёнок не готовится в школе к
будущей жизни, он уже живёт реальной,
сегодняшней жизнью. И ему нужна
интересная, отвечающая его потребностям
и особенностям деятельность.
Целостный
подход:
воспитание и обучение являются
равноправными и взаимодействующими
компонентами.
Дифференциация
воспитания предполагает
отбор содержания, форм и методов, учёт
специфических позиций детей и взрослых
в воспитательном процессе, учёт их
этнических, религиозных, исторических,
культурологических условий, признание
уникальной неповторимости участников
воспитательного процесса.
Принцип
комплексного подхода позволяет
воспитывать и развивать какие-либо
качества ребёнка в комплексе, а не по
очереди. Следует так организовать
деятельность обучающихся, чтобы в ней
человек раскрывался с разных сторон и
развивал свои личностные качества.
Принцип
толерантности
– понимание и принятие других культур,
другого образа жизни, поведения людей,
в рамках правовых и моральных норм и
законов;
Принцип
диалогичности воспитания
– предполагает, что духовно-нравственная
ориентация детей и молодежи, их развитие
осуществляются в процессе взаимодействия
воспитателей и воспитуемых, обмена
индивидуальными ценностями участников
воспитательного процесса, а также
совместного их продуцирования;
Научно-методическое
обеспечение.
Реализация
идеи по развитию воспитательной системы
непрерывно связано с научно-методическим
обеспечением и проведением комплекса
мероприятий, направленных на активизацию
образовательной деятельности:
развитие
информационного обеспечения с целью
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки;
формирование
современного учебно-методического
обеспечения гимназии;
внедрение
современных педагогических технологий
для проектирования и управления процессом
образования;
создание
психолого-педагогических условий для
всех участников образовательного
процесса
Педагогический
коллектив гимназии осуществляет процесс
воспитания школьников как целенаправленное
управление развитием личности учащихся,
их сознанием, чувствами, поведением.
Воспитательный
процесс строится в соответствии со
следующими задачами:
- развитие
интеллектуальных способностей учащихся
через разнообразие форм образовательной
и внеурочной деятельности;
- воспитание
духовно – нравственных основ толерантности,
свободы и чувства собственного
достоинства, культуры жизненного
самоопределения;
- воспитание
патриота и гражданина своей страны;
- развитие
ученического самоуправления как
воспитательной среды гимназии, вовлекающей
гимназистов в общественно – ценностные
отношения.
С целью развития
интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, расширения их
кругозора, в гимназии ежегодно действуют
до 20 кружков, клубов и спортивных секций.
Кроме того,
во внеурочное время учащиеся посещают
учреждения дополнительного образования
и другие учреждения, направленные на
организацию досуговой деятельности: Внеурочная
деятельность осуществляется посредством
проведения традиционных для гимназии
мероприятий: «Праздник ученического
самоуправления», «День Чести гимназии»,
«Осенний бал», праздник, посвященный
Дню рождения воина – интернационалиста
Е.С. Антонова, «Новогодний калейдоскоп»,
серия спортивных мероприятий: День
бегуна, неделя лыжника, соревнования
по различным видам спорта и многие
другие.
Особое внимание
уделяется патриотическому воспитанию
обучающихся. Работа педагогов направлена
на формирование у школьников высокого
патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга. С этой
целью преподавателем – организатором
ОБЖ Красниковым Г.В. на общешкольном
уровне были проводятся такие мероприятия,
как спортивный праздник для старшеклассников
в честь Защитников Отчества (приуроченный
к празднику 23 февраля), смотр строя и
песни (5-11 кл.), легкоатлетические
соревнования для учеников 3-4 классов и
др.
В ходе
организации традиционных дел
прослеживается система технологических
звеньев. Главное в данной технологии
то, что учащиеся сами приобретают навыки
организации и управления.
Приоритетное
направление в организации внеурочной
работы осуществляет детская организация
«СМиД». По инициативе обучающихся
осуществляются общешкольные мероприятия.
Кроме того, ученики ежегодно принимают
участие более чем в 80 мероприятиях
районного, областного, регионального
уровней.
Все мероприятия:
общешкольные и проводимые в классах
способствуют реализации комплексной
программы «Здоровая молодежь – здоровая
Россия».
Особое место
в воспитании учащихся принадлежит
классным руководителям. Их работа
всесторонне нацелена на формирование
внутреннего мира учащихся, развитие их
самосознания, духовного обогащения.
Определенные
успехи можно отметить в организации
деятельности кафедры ВР, которая
объединяет и координирует работу
классных руководителей.
В системе
воспитательной работы гимназии
определенная роль принадлежит родительской
общественности. В гимназии сформирован
Управляющий совет, в состав которого
входят родители от каждого классного
коллектива, а также педагоги и обучающиеся.
Цель
деятельности Управляющего Совета –
обеспечение усиления общественного
участия в образовательном процессе и
управление им, рост влияния местного
сообщества на качество образования и
его доступность для всех слоев населения,
повышение эффективности образовательной
деятельности гимназии, его открытости
для общества.
Представители
УС постоянно оказывают помощь в
организации и проведении многих
общешкольных мероприятий («День Учителя»,
«Юбилей гимназии», Новогодние праздники
и .т.д.), в решении учебно – воспитательных
задач.
В гимназии
продолжает свою работу родительский
лекторий, что позволяет родителям не
только узнать аспекты воспитания, но и
познакомиться с жизнью гимназии, ее
традициями и т.д.
Задачи:
Главная
цель воспитательной работы : развитие
личности широко образованного,
высоконравственного, глубоко мыслящего
человека, с независимым, самостоятельным
мышлением, новым сознанием, ориентированным
в современных условиях жизни, способного
к сотрудничеству и прогнозированию
своих поступков, конкурентоспособной
на рынке труда.
Подставленная
цель обеспечивается решением задачи:
- развитие
гуманистической системы образования,
где главным критерием является:
- координация
деятельности и взаимодействие всех
звеньев системы: базового и дополнительного
образования, социума, развития ученического
самоуправления,
- организация
работы с обучающимися на доверии, в
основе которого «три кита» современного
менеджмента – уважение, доверие, успех,
- создание
ситуации успеха и психологического
комфорта для обучающихся в школе и дома,
- усиление
профилактической работы по предупреждению
безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних, использование при
этом возможности психологической
службы, Координационной комиссии,
оказание педагогической поддержки
обучающимся, поставленным на внутришкольный
учет,
- развитие и
совершенствование работы по воспитанию
здорового образа жизни,
- использование
достижений современных педагогических
технологий и методов воспитательной
работы.
|